Два с половиной десятилетия назад, 7 февраля 1992 года, в липецком небе произошла трагедия: в авиационной катастрофе погиб начальник Липецкого авиацентра генерал-майор авиации Суламбек Осканов. В ходе расследования ее причин было установлено, что в процессе наведения на воздушную цель произошел отказ в системе управления истребителя МиГ-29 (бортовой № 29), который привел к возникновению скольжения самолета и последующему его вращению. Действия летчика были затруднены сложными условиями полета (ночью в облаках) и наличием значительной боковой перегрузки. Самолет с углом пикирования 65 градусов на скорости 900 километров в час столкнулся с землей. [1]
Суламбек Сусаркулович Осканов родился 8 января 1943 годa в селе Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР (ныне Республики Ингушетия) в крестьянской семье.
После окончания школы С. Осканов поступил в ремесленное училище в г. Грозном. Одновременно он учился и в местном аэроклубе. В 1966 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков и стал лётчиком-инструктором в звании лейтенанта. [2]
С. Осканов занимался самолетным спортом, когда командование оставило его в училище летчиком-инструктором, он стал мастером спорта, летал на равных с маститыми асами, на учебном Л-29.[3]. В 1970 году Суламбек Осканов написал командованию рапорт с просьбой разрешить ему поступить в Военно-политическую академию. Это было одно из элитных учебных заведений, учиться в котором было большой честью для любого офицера. Успешно сдав вступительные экзамены, он в течение всего срока учебы упорно овладевает знаниями командира, политработника и воспитателя.[4]
С окончанием в 1974 году Военно-политической академии имени В. И. Ленина С. Осканов получил назначение на должность заместителя командира истребительно-авиационного полка Группы советских войск в Германии, с присвоением звания «Военный лётчик 1-го класса». Затем полковник С. Осканов был назначен старшим лётчиком-инспектором Службы безопасности полетов Военно-воздушных сил СССР. Он одним из первых в ВВС освоил истребитель четвёртого поколения – МиГ-29.
С 1984 по 1986 годы служил в качестве заместителя командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. Это были годы дальнейшего совершенствования боевого мастерства военного летчика высшего класса. Его представляют к присвоению почетного звания «Заслуженный военный лётчик СССР», но данное звание Осканову С. присвоено не было.
В 1987 году полковник С. Осканов был назначен заместителем начальника Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС СССР в Липецке. Шестого мая 1989 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В том же году он был назначен начальником Липецкого центра боевой подготовки.
В 1990 году генерал-майор Осканов С. защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук. В том же году он получает звание «Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР».
В 1991 году он заочно окончил Военную академию Генерального штаба.[5]
7 февраля 1992 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеорологических условиях у самолёта МиГ-29, который пилотировал Суламбек Сусаркулович Осканов, произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего в условиях плохой видимости была потеряна пространственная ориентировка. Выйдя из облаков лётчик увидел перед собой населённый пункт. Ценой собственной жизни генерал-майор Суламбек Сусаркулович Осканов сумел предотвратить падение самолёта на посёлок Хворостянку Добринского района Липецкой области. Похоронен генерал-майор Суламбек Сусаркулович Осканов в родном селе Плиево Республики Ингушетия.
Указом Президента России от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга генерал-майору авиации Суламбеку Сусаркуловичу Осканову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. [6]
Ведущий архивист
отдела использования документов
и научно-информационной работы
Марзиев А.З.
Интернет-ресурсы:
1. https://slavnyeimena.ru (ИД «Липецкая газета»)
2. https://ingushforum.ru
3. https://stlynx.livejournal.com
4. М. Ханиев — Газета «Сердало» https://www.galga.ru/news/https://viperson.ru
5. https://loginov-lip.livejournal.com
6.https://photovolk.livejournal.com
Два с половиной десятилетия назад, 7 февраля 1992 года, в липецком небе произошла трагедия: в авиационной катастрофе погиб начальник Липецкого авиацентра генерал-майор авиации Суламбек Осканов. В ходе расследования ее причин было установлено, что в процессе наведения на воздушную цель произошел отказ в системе управления истребителя МиГ-29 (бортовой № 29), который привел к возникновению скольжения самолета и последующему его вращению. Действия летчика были затруднены сложными условиями полета (ночью в облаках) и наличием значительной боковой перегрузки. Самолет с углом пикирования 65 градусов на скорости 900 километров в час столкнулся с землей
» >