Ахриев Рашидбек Чахович родился в 1895 году в селе Фуртоуг Джейрахского района Ингушетии и воспитывался в высокообразованной семье. Для выпускника гимназии Рашидбека Ахриева выбор военной карьеры не был случайным: помимо воинских традиций, культивируемых среди ингушей, его мать была дочерью русского полковника. Тифлисское военное училище Рашидбек окончил в 1914 году, накануне Первой мировой войны и сразу после его окончания попал на фронт. В боях был дважды ранен.
В 1917 году он добивается направления в Гатчинскую летную школу. Авиация в то время была самым экзотическим видом вооруженных сил, но, по отзывам современников, «военлеты» уже постепенно забирали популярность у военных моряков. В небе Первой мировой войны уже закончился тот романтический период, когда воздушные разведчики вражеских сторон при встрече раскланивались друг с другом, а наиболее агрессивные палили друг в друга из револьверов: истребители были вооружены ручными пулеметами, а бомбардировщики несли по несколько авиабомб. Рашидбек Ахриев становится военным летчиком — первым и единственным на то время из народов Северного Кавказа. Однако Р. Ахриев недолго провоевал в русской военной авиации — после Октябрьской революции он эмигрировал из России в Турцию и продолжил летать уже в союзной Германии авиации Османской империи, бомбя позиции французских и английских войск. Вернувшись в Советскую Россию, Рашидбек Ахриев стал летчиком Среднеазиатской части СССР и принялся осваивать воздушное пространство над горами и пустынями региона.
3 сентября 1924 года самолёте «Юнкерс Ф-13», оборудованном под пассажирские перелёты, пилот Рашидбек Ахриев, вместе с авиамехаником Петром Комаровым совершил первый регулярный рейс в столицу ТАССР, г. Душанбе. В этот день на своем самолете он перевез руководящих членов Правительства новой республики, которые находились в г. Ташкенте, а затем прибыли в г. Бухару, чтобы направиться в Душанбе.
Вверенный летчику Правительством ТАССР самолет «Красный Таджикистан» и явился пионером в освоении гражданских воздушных трасс на линиях Таджикской Республики. «Красный Таджикистан», пилотируемый Р.Ч. Ахриевым, совершал рейсы в г. Душанбе, доставляя пассажиров и почту.
Авиационный маршрут «Бухара-Душанбе» был проложен над восточной частью Гиссарского хребта, где в любое время года господствуют неожиданные восходящие воздушные потоки, вызванные столкновением с воздушными массами с пустынных равнин Каракумов и Афганистана. Этот маршрут по праву считался в СССР одним из самых сложных и опасных. В 1925 году Р.Ч. Ахриев стал летчиком Среднеазиатского отделения Российского общества «Добролет». Награжден Правительством СССР ценным подарком за энергичную и добросовестную работу. В 1927 году он перевелся в Харьков, и до 1941 года служил в Харьковском авиационном звене Украинского управления Гражданского воздушного флота.
С началом Великой Отечественной войны многие из летчиков советской гражданской авиации были мобилизованы в ряды ВВС или вступили туда добровольцами. Не стал исключением и бывший военлет Рашидбек Ахриев: огромный опыт боевых действий, равно как и полетов в сложных условиях Средней Азии, был бесценным в условиях войны. В 1941 году Р.Ч. Ахриев был направлен в распоряжение Северо-Западной особой авиагруппы. На его счету десятки боевых вылетов в тыл врага; он также регулярно доставлял советским партизанам оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты, забирая раненых. Рашидбек Ахриев служил в составе летного отряда особого назначения под командованием генерал-майора Ш.Л. Чанкотадзе. Отряд обеспечивал и воздушную «дорогу жизни», выполняя полеты по маршруту Ленинград-Москва, доставлял в блокадный Ленинград боеприпасы и продовольствие. По этому воздушному мосту были вывезены и тысячи ленинградских детей, спасенных от голодной смерти.
20 января 1942 года звено из трех транспортных самолетов Ли-2 (Р. Ахриев был ведущим) попало под огонь немецких зенитных орудий. Два самолета были сбиты и упали на временно оккупированную территорию. После освобождения Ленинградской области, в 1944 году, самолеты были найдены, останки погибших летчиков, среди которых были и останки Рашид-бека Чаховича, с почестями захоронены. Таджикские авиаторы бережно хранят память о первом гражданском летчике своей страны: день 3 сентября, когда был совершен первый рейс «Бухара-Душанбе», отмечается сейчас, как День авиации Республики Таджикистан.
Ведущий архивист А.Марзиев
Примечания
Дзарахова З. «газ. Ингушетия»
Дубовицкий В. Д.и.н. www.rusemd.tj
Яндиева М.Д. www.galgay.com
Ахриев Рашидбек Чахович родился в 1895 году в селе Фуртоуг Джейрахского района Ингушетии и воспитывался в высокообразованной семье. Для выпускника гимназии Рашидбека Ахриева выбор военной карьеры не был случайным: помимо воинских традиций, культивируемых среди ингушей…
» >