ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

25-лет Республике Ингушетия. Ингушское культурно-историческое общество «Даькъасте» и его роль в восстановлении ингушской государственности в составе Российской Федерации

2 июня 2017

        В 1985 году в Советском Союзе началась перестройка, которая была призвана перестроить жизнь советских людей на демократический лад, но также сохранить Советский Союз, с ведущей и направляющей ролью в государстве КПСС.

В 1987 г. была провозглашена политика гласности, которая способствовала «оживлению интереса в обществе ко многим замалчивавшимся ранее и находившимся в общественном сознании под негласным табу историческим темам, особенно к таким, которые относились к недавнему прошлому советского общества. Актуальным становится тема реабилитации жертв сталинизма». [История Ингушетии. /под ред. Н.Д. Кодзоева. изд. 4-е. Ростов-на-Дону, 2013. С.555].  

Гласность дала возможность лучшим представителям ингушского народа поднимать вопросы, без решения которых невозможно было сохранение и, тем более, дальнейшее развитие ингушской нации: ликвидация последствий сталинской депортации 1944 г. и полная реабилитации народа – правовая и территориальная.

В мае 1988 г. была создана Инициативная группа в поддержку перестройки «Нийсхо» («Справедливость»). Председателем группы был избран писатель-диссидент Иса Аюпович Кодзоев. В эту группу изначально входило около десятка человек. Членами группы была разработана программа, основные требования которой сводились к восстановлению ингушской государственности в составе РСФСР в форме Ингушской АССР со столицей в г. Орджоникидзе (современный г.Владикавказ) и возвращению в состав будущей республики территории незаконно переданной в состав Северной Осетии в 1944 году, после насильственной депортации ингушского народа.

На собраниях группы обсуждались многие еще не изученные важные вопросы, касающиеся истории и уникальной культуры ингушского народа. Члены группы со временем начали понимать, что параллельно с политической деятельностью, необходимо начать исследовательскую и просветительско-пропагандистскую работу с населением. А так как немногочисленная группа людей физически не сможет заниматься одновременно и политикой, и культурно-просветительской работой, в августе 1988 г. на заседании инициативной группы было решено создать новую организацию, которая занималась бы исключительно культурно-просветительской работой. [Информация от Н.Д. Кодзоева, являвшегося в 1988-1989 гг. членом Инициативной группы в поддержку перестройки «Нийсхо», в 1988-1992 гг. членом КИО «Даькъасте»].

Осенью того же года в Назрановской районной газете «Путь Ленина» была опубликована небольшая заметка за подписью М.Местоевой, в которой сообщалось, что при Назрановской районной библиотеке планируется создать краеведческий клуб и приглашали всех желающих посвятить себя изучению прошлого родины.

Члены «Нийсхо» решили воспользоваться этой возможностью и на базе Назрановской районной библиотеки вскоре была создана организация, получившая название «Краевед», позже – в январе 1989 г. –  переименованную в культурно-историческое общество «Даькъасте» («Отчизна»).

В газете «Путь Ленина» от 7 февраля 1989 г. была опубликована небольшая заметка за подписью А. Бекова под названием «В добрый путь, «Даькъасте!», сообщавшая жителям Ингушетии о создании организации. Заметка полностью приводится ниже.

«В Добрый путь «Даькъасте»!

Известная английская пословица учит: «Истина познается в сравнении». Еще, казалось бы, недавно многие советские люди предпочитали отмолчаться, отсидеться, не лезть, что называется, на рожон. Решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции всколыхнули, взбудоражили коллективную мысль, вызвали к жизни процессы демократизации, повсеместного утверждения атмосферы гласности, открытости, свободного обсуждения всех важнейших вопросов, касающихся различных направлений дальнейшего социально-экономического и политического развития страны и общества.

Люди с интересом стали работать и жить. Постоянно возрастает их активность в управлении делами производства, в организации общественной жизни. Теперь люди все реже воспринимают происходящее на веру, пытаются дать всему свою собственную оценку, контролировать ход дел.

Одним из вестников перестройки, происходящих повсюду перемен явился и созданный недавно при Назрановской районной библиотеке клуб «Краевед». Сначала было слово… Сказали его те, кто обеспокоен судьбой перестройки, кто решил взять на себя нелегкий труд – участвовать в широко развернутой партией работе по ликвидации «белых пятен» в истории страны.

28 января состоялось первое организационное собрание клуба «Краевед», который создан и действует на общественных началах. Собрание было созвано по решению инициативной группы клуба. Собравшиеся в этот день в Городском доме культуры рассмотрели предложенную инициативной группой программу работы клуба, сформулировали цели и задачи, которые ставят перед собой его члены. В этой связи говорилось о том, что главная цель членов клуба – внести вклад в изучение истории и культурного наследия ингушей.

Вниманию и обсуждению собравшихся были предложены такие направления предстоящей работы клуба, как создание журнала «Моя родословная», сбор материалов по ингушскому устному народному творчеству, о жизни и деятельности людей, оставивших яркий след в истории гражданской и Великой Отечественной войн, в период мирного строительства социализма.

Собрание членов клуба рассмотрело также предложение инициативной группы об окончательном варианте наименования клуба, обсудило вопрос о формах организации его работы по выявлению новых имен жителей района, пострадавших в период сталинско-бериевских репрессий, имевших место в 30-х, 40-х и начале 50-х годов, о составлении списков лиц, погибших в 1944-1957 годах в выселении. В результате проведенного голосования клубу было решено присвоить наименование «Даькъасте» («Отчизна»).

Собрание постановило: после завершения работы над программой и уставом клуба обратиться в райисполком с просьбой зарегистрировать новое общественное образование и утвердить его статус.

Собрание избрало руководящий состав клуба: Совет, председатель Совета и его заместителей, секретаря Совета. Председателем Совета клуба «Даькъасте» единогласно была избрана Маликат Исраиловна Местоева – заведующая отделом обслуживания Центральной районной библиотеки.»

 [Беков А. В добрый путь «Даькъасте»! // газ. «Путь Ленина» от 7 февраля 1989 г.].

 Официально организация была зарегистрирована при Назрановском районном исполнительном комитете в феврале 1989 г.

Культурно-историческое общество «Даькъасте» была открытой организацией. На его заседание мог прийти любой желающий. Как членов КИО «Даькъасте» регистрировали только постоянных участников заседаний общества, которые проходили в две недели один раз по субботам.

После регистрации, была оформлена структура общества. Руководящим органом был Совет с председателем и его заместителем. Председателем была избрана М.И.Местоева, ее заместителем Н.Д.Кодзоев. члены Совета в разное время менялись. Постоянными и активными членами Совета были Малика Местоева, Нурдин Кодзоев, Якуб Медов, Ваха Хамхоев, Муса Яндиев, Магомед Балаев, Магомед-Сали Котиев, Руслан Сагов, Хож-Ахмед  Имагожев, Бекхан Дахкильгов, Тимур (Умат-Гирей) Султыгов, Джабраил Льянов, Якуб Даурбеков, Салман Дударов и др. Н.Кодзоев, Я.Медов, В.Хамхоев и М.Яндиев были одновременно и членами «Даькъасте» и членами «Нийсхо».

По решению Совета, были созданы несколько секций при обществе – печати, краеведения, фольклора, ингушского языка и др.

Были приняты Устав и Программа общества, принята эмблема. 

 Эмблема Культурно-исторического общества «Даькъасте»

Программа культурно-исторического общества «Даькъасте» («Отчизна»)

«Перестройка, процессы революционного обновления советского общества, начатые в нашей стране после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, получившие свое дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в решениях XXVII съезда КПСС и XIX-й Всесоюзной партийной конференции, обнажили множество негативных явлений, имевших место в освещении исторического прошлого нашего многонационального государства, в том числе ингушского народа, показали всю тенденциозность и предвзятость его освещения в угоду кратковременным конъюнктурным соображениям, выявили многочисленные факты замалчивания, а нередко и умышленного искажения важнейших исторических событий и явлений.

История Ингушетии, начиная с древнейших времен – одна из самых малоизученных и запутанных страниц исторической науки СССР. Организованному замалчиванию или прямому искажению особенно подвергались прошлое и настоящее ингушей в течение всего периода, когда у власти в стране и партии стоял Сталин. Начатый вскоре после гражданской войны 1918-1920 гг. процесс дискредитации ингушского народа, фальсификации его дореволюционной истории, культуры и быта, попытки принизить значение и оболгать факты широкого участия ингушей в установлении и вооруженной защите Советской власти на Северном Кавказе – этот процесс явился грозным провозвестником сталинской политики геноцида, жертвами которой впоследствии стали десятки миллионов советских граждан, включая целые народы.

Особенно сильному искажению подверглась история ингушского народа в течение всего периода, истекшего после установления единоличной власти Сталина.

Прямым следствием преступных манипуляций Сталина и его окружения вопросами автономизации и практики перекраивания исторически сложившихся национально-территориальных границ является нынешняя напряженность в межнациональных отношениях.

В результате насильственного переселения в 1944 г. оказались уничтоженными многие архивные материалы, имевшиебольшое историческое значение, были преданы забвению имена и заслуги участников гражданской и Великой отечественной войн ингушского происхождения, имела место дискриминация ингушей по национальному признаку при получении образования, трудоустройстве, решении кадровых вопросов. Прервалась цепочка наследственности в развитии ингушской национальной культуры и национального самосознания.

В целях более активного участия в процессе восстановления попранной по вине сталинско-бериевской клики справедливости, восстановления исторической правды, выполнения задач перестройки, доведения до конца начатых в обществе политических и социально-экономических преобразований, участия в поиске путей дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, восстановления, сохранения и преумножения богатств ингушской национальной культуры культурно-историческое общество «Даькъасте» планирует вести работу по следующим направлениям:

§   сбор материалов, касающихся исторического прошлого ингушей;

§   выявление имен активных участников социал-демократического движения в России, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны;

§   выявление имен несправедливо забытых и наиболее выдающихся деятелей культуры и искусства ингушского происхождения;

§   сбор, сохранение и популяризация фольклорного материала, памятников устного народного творчества ингушей;

§   изучение генеалогии ингушских тейпов;

§   поиск материалов, свидетельствующих о политических, экономических, научных и культурных связях ингушей с представителями народов России и других стран в дореволюционный период;

§   поиск материалов и сведений об участниках Второй мировой войны ингушской национальности;

§   поиск материалов о жертвах сталинских репрессий;

§   восстановление имен погибших, пропавших без вести в годы пребывания ингушей в восточных районах страны в результате насильственного переселения;

§   участие в процессе исторической и материальной ценности памятников архитектуры древних ингушей, в их реставрации и сохранении;

§   участие в поиске путей сохранения экологического равновесия в регионе;

§   иная работа научно-исторического и культурного значения.

[Личный архив Н.Д. Кодзоева].

В соответствии с Программой члены общества проводили работу по записи, сбору и публикации фольклорных материалов, собирали списки репрессированных ингушей, и погибших в ссылке; проводили встречи с писателями, учеными, деятелями культуры, занимались вопросами экологии, краеведения (совершали выезды на памятники края) и т.д. Членами общества были разработаны две анкеты для сбора сведений о репрессированных и погибших в ссылке. Анкета с заголовком «Списки репрессированных в 30-х – 40-х – начале 50-х годов» имела следующие графы: «1.Ф.И.О.; 2.Год рождения (или примерный возраст); 3.Место жительства; 4.Должность; 5.Дата репрессии; 6.В чем обвинялся; 7.Результат репрессии. 8.Информатор (Ф.И.О., адрес, место работы)». [Личный архив Н.Д. Кодзоева].

Анкета с заголовком «Списки погибших в период ссылки в 1944-1957 гг.» имела следующие графы: «1.Ф.И.О.; 2.Год рождения (примерный возраст); 3.Место жительства до ссылки; 4.Дата смерти; 5.Причина смерти; 6.Место смерти; 7.Информатор (Ф.И.О., адрес, место работы)». [Личный архив Н.Д. Кодзоева].

Анкеты были распространены по всем ингушским населенным пунктам. Наиболее полная работа по составлению списков погибших в ссылке была проведена в с. Базоркино активным участником Ингушского национального движения Магомедом Абуязитовичем Темурзиевым (1949-2009). Полученные списки погибших публиковались в номерах журнала «Дош». Сами тетради со списками погибших были переданы на постоянное хранение в Государственный архив Ингушетии.

В районной газете «Путь Ленина» обществу «Даькъасте» была выделена страница, которая под название «МехкагIонча» («Патриот») выходили раз в месяц. Редактором страницы был вначале руководитель секции печати Н.Кодзоев. На странице «МехкагIонча» публиковались фольклорные материалы, посвященные различным вопросам истории и культуры Ингушетии, небольшие произведения ингушских писателей, в том числе и членов общества. После, когда была решено начать издавать свой журнал, страница была передана В.Хамхоеву и Р.Сагову.

В июне 1989 г., когда шла подготовка к II-му съезду ингушского народа, председатель Инициативной группы в поддержку перестройки «Нийсхо» И.Кодзоев объявил о роспуске «Нийсхо». 

Для справки: Новая организация под названием «Демократическая партия «Нийсхо» была создана в декабре 1989 г. с тем же председателем, но это была по составу, по методам работы, по пропагандируемой идеологии совершенно другая организация. Не стоит ее путать с Инициативной группой в поддержку перестройки «Нийсхо».

 Культурно-историческое общество «Даькъасте» активно включилось в политическую борьбу за восстановление ингушской автономии.     

Осенью 1989 г. «Даькъасте» начала издавать свой журнал «Дош». Печатался он в Вильнюсе. Всего было издано 6 номеров (2 номера в – 1989 г. и 4 – в 1990 г.).

 

Обложка журнала «Дош». № 4 (6), Назрань. 1990 г.

В приложении к этому журналу были изданы книги С.Мальсагова «Адские острова» (Назрань, 1990) и Н.Яковлева «Ингуши» (Назрань, 1990)  в двух частях. Надо отметить, что книга «Адские острова» впервые была издана в Советском Союзе и впервые на русском языке (ранее книга выходила в 1926 г. Лондоне на английском языке). Книга Н.Яковлева «Ингуши» впервые была переиздана после ее первого издания в Москве в 1925 г. Тиражи журнала варьировались: первый выпуск «Дош» вышел тиражом в 5 тыс. экз., остальные номера выходили тиражами в 3, 2 тыс. и 1 тыс. экз. Тираж «Адских островов» также составил 5 тыс. экз., тиражи двух книг «Ингуши» – по 3 тыс. экз.

В конце марта 1989 г. инициативная группа «Нийсхо» начала сбор подписей под обращением «За Ингушскую АССР». Члены КИО «Даькъасте» приняли активное участие в этом общественно-значимом мероприятий.

13 апреля 1989 г. в ЦК КПСС Верховный Совет СССР и Советское Правительство было передано Обращение Ингушского народа с требованием воссоздать Ингушскую Республику с административным центром в г. Орджоникидзе (Владикавказе), с объединением всех исторически сложившихся ингушских территорий, под которым подписалось 51 212 человек. 

 

Яковлев Н. Ингуши. Книга 1. Назрань, 1990 г.

Самым значительным мероприятием, которое было проведено членами КИО «Даькъасте», явился 100-тысячный митинг в г.Назране 6-14 марта 1990 г.

Поводом к митингу стала провокационная статья в газете «Правда» от 5 марта 1990 г. «Кунаки всегда поладят». Главным партийным органом печати было продолжено искажение сути требований ингушского народа. Причина, по которой люди собрались в Назрани, была в другом, – на протяжении более года центральные власти делали вид, что не существует ингушского вопроса. Помимо уже упомянутого обращения в верховные органы власти СССР, подписанного более чем 50 тысячами ингушей, в мае-июне 1989 г. неоднократные депутатские запросы делали народные депутаты СССР М. Дарсигов и Х. Фаргиев.

 Документы состоявшегося II-го съезда Ингушского народа в Грозном 1989 г., также были переданы в центральные органы власти: как в государственные, так и в партийные. Кроме того, ингуши тысячами посылали сюда частные и коллективные письма и обращения с просьбой справедливо решить вопрос о восстановлении ингушской автономии, с возвращением отторгнутых в 1944 г. территорий.

Члены делегации ингушского народа, повезшие в Москву
«Обращение ингушского народа» в центральные руководящие органы страны
(слева-направо: Салам Ахильгов, Магомед-Саид Плиев, Ахмед Котиев,
Аза Базоркина, Муса Яндиев, Дугурхан Кодзоева, Ваха Хамхоев, Руслан Аушев). 
г. Москва, апрель, 1989 г.

 Но вместо ответа в самых разных органах печати страны стали появляться материалы, искажающие суть требований ингушского народа. Восемь суток стоял народ на площади, получившей в результате митинга название «Площадь Согласия» («Барт-ЦхьоагIон Майда»), требуя определить конкретные сроки решения ингушского вопроса, восстановить историческую справедливость. Со всех концов Советского Союза на митинг прибыли представители ингушских диаспор. [Балаев М. Национальная забастовка. //«Дош», №2 (4), 1990. С. 2-3]. Были получены телеграммы поддержки из самых разных мест СССР, выражающие поддержку требованиям митинга. Волна митингов в поддержку справедливых требований, собравшихся в Назрани, прокатилась по другим регионам Кавказа.

 

 Митинг ингушского народа 6-14 марта 1990 г. в г. Назрань

В резолюции митинга от 12 марта 1990 г., направленной в ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР и РСФСР говорилось:

«100 тысяч ингушей, собравшиеся для обсуждения проблем национального возрождения ингушского народа, седьмые сутки продолжая требовать демократическим путем восстановления своей государственности, решают:

1. Объявить общенациональную трехдневную предупредительную забастовку ингушского народа.

2. При отказе удовлетворить указанные требования или при отсутствии приемлемого для ингушского народа соглашения продолжить общенациональную забастовку.

3. Добиваться привлечении внимания мировой общественности к проблеем ингушского народа». [Документы, принятые на митинге ингушского народа. //«Дош», №2 (4), 1990. С. 5-6].

13 марта, на третьем заседании внеочередного третьего Съезда народных депутатов СССР, выступил депутат от Чечено-Ингушетии Суламбек Хаджиев, который обратился к руководителям страны с просьбой обратить внимание на события, происходящие в Ингушетии. В ответ на его выступление председательствующий на заседании М.С.Горбачев предложил создать комиссию Совета национальностей Верховного Совета СССР для изучения ситуации на месте, чтобы затем внести предложения в ВС СССР.

«Большинство членов координационного совета митинга решили, что митинг достиг своей цели и предложил собравшимся разойтись. Организаторы митинга, члены КИО «Даькъасте», выступили против решения координационного совета о прекращении митинга, считая, что митинг не достиг своей цели – определения конкретных сроков решения ингушского вопроса. Но при голосовании большинство митингующих выступили за прекращение митинга, что и было сделано 14 марта». [История Ингушетии. – С. 557].

После прекращения митинга, уже внутри общества «Даькъасте», разгорелась жаркая дискуссия, которая в итоге привела к расколу – редакция журнала «Дош» (Н.Кодзоев, М.Балаев, Х-А.Имагожев, Б.Дахкильгов, У.Султыгов и Я.Даурбеков) в полном составе вышла из общества.

В феврале 1992 г. была предпринята попытка вновь объединиться в единое общество – была проведено совместное заседание, принята согласительная резолюция, но которая руководством «Даькъасте» не была принята во внимание, и объединение не состоялось.

Культурно-историческое общество «Даькъасте» прекратило свою деятельность после трагических событий осени 1992 г.

 Необходимо отметить, что общество «Даькъасте» провело в свое время очень большую и нужную работу, которую еще необходимо исследовать. Хочется надеяться, что данная публикация подвигнет исследователей заняться продолжением изучения этого важного вопроса.

Кодзоев С. Н., ведущий архивист отдела
использования документов и научно-информационной работы
Госархива Ингушетии 
 

В 1985 году в Советском Союзе началась перестройка, которая была призвана перестроить жизнь советских людей на демократический лад, но также сохранить Советский Союз, с ведущей и направляющей ролью в государстве КПСС…

" data-image="http://ingarchive.test/images/photos/medium/" data-url="http://ingarchive.test/publikacii/25-let-respublike-ingushetija-ingushskoe.html" data-title="25-лет Республике Ингушетия. Ингушское культурно-историческое общество «Даькъасте» и его роль в восстановлении ингушской государственности в составе Российской Федерации">

Картоев Магомет Мусаевич