24 марта 2018 года культурное сообщество Ингушетии отмечают 114-летие со дня рождения Даурбекова Гази-Магомеда Албастовича – одного из первых ингушских профессиональных художников первой половины ХХ века.
Из биографических сведений о Даурбекове Г.-М. А. известно, что он родился 24 марта 1904 года в с.Барсуки, Назрановского округа Терской области в простой ингушской семье Албаста и Залейхан Даурбековых стремившихся привить своим детям хорошее воспитание и дать образование. Гази-Магомед с детства обучался в исламской школе (медресе) при мечети постигая азы арабской грамотности, затем учеба в Назрановской горской школе и Владикавказской гимназии.
Именно во время учебы стал проявляться его талант к художественной графике. Его работы вызывали к себе внимание оригинальностью передачи окружающих его образов и видов. Особенно отразились в его творчестве революционные события и гражданская война разразившиеся в первой трети ХХ в. на Северном Кавказе. Одновременно Гази-Магомед писал зарисовки горных пейзажей, ингушских горных замков, повседневного быта ингушей…
Безусловно, Гази-Магомед был выдающимся мастером кисти своей современности, маэстром художественных полотен. Незаурядные личностные качества удачно сочетались в нем с природным талантом к художественной графике. Наиболее ярко раскрылись в акварельной живописи, графике и скульптуре. Немаловажное значение в творчестве художника занимал портретный жанр.
В 1924 году даровитый начинающий художник Даурбеков Г.-М. поступает в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в г.Ленинграде,[1] который успешно окончил в 1930 г. Тема национально-освободительной борьбы Кавказа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда.
В 1931 году он поступает работать в Ингушский музей краеведения в г.Владикавказе. Именно здесь поменялся тематический вектор его творчества – Гази-Магомед стал наибольшее внимание уделять материальной культуре и этнографии ингушей. Талантливым художником была сделана целая серия прекрасных эскизов однотонных и цветных ингушских войлочных ковров (истангов) ручной работы, различных предметов быта, орудий труда, видов одежды, зарисовки памятников горной архитектуры (склепов, святилищ, храмов, боевых башен).
Дебют художественных полотен Даурбекова Г.-М. состоялся в 1935 году на 1-й Олимпиаде искусств горских народов Северо-Кавказского края в г.Пятигорске.
Гази-Магомед также проявил себя в портретном жанре, книжной графике, скульптуре и плакатном рисунке. Им были созданы иллюстрации к известной повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурад» (50 (!) графических рисунков), в 1954 году – к роману Д.Дефо «Робинзон Крузо», а также к школьным учебникам выходившим в Ингушетии до 1944 года.
В период 1930-1940-х гг. он создал целую галерейный ряд портретов и сюжетно-тематических зарисовок, большая часть из них хранившиеся в Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им.П.Захарова в г.Грозном были безвозвратно утеряны в годы депортации 1944–1957 гг.
Сила воли и творческого вдохновения Гази-Магомеда была настолько полна энергетики, что даже в тяжелые и полные драматизма годы депортации в Казахстане он продолжил свою творческую деятельность: талантливый ингушский художник и гравюр, работая в качестве простого театрального художника, создал великолепные в художественном оформлении декорации к пьесам В.Шекспира «Ромео и Джульетта», Ф.Шиллера «Коварство и любовь», М.Горького «Зыковы», В.Лавренева «За тех, кто в море» и др.
По возвращении на родину Гази-Магомед работал в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее в г.Грозном. В апреле 1971 года принял участие в выставке художественного творчества национальных автономных республик РСФСР в г.Москве. Лишь по прошествии более 20 лет работы в музее 24 марта 1984 года смогла состояться его первая профессиональная выставка художественных работ в залах музея. В данную экспозицию вошли более 80 (!) работ выполненных ингушским художником акварелью, тушью, масляными красками, рисунки цветным и простым карандашом. Бесценные для культуры ингушского народа художественные полотна и рисунки Гази-Магомеда Даурбекова были уничтожены в период боевых действий в г.Грозном в 1994 – 2002 гг.
Будучи современником эпохальных событий в истории советской России и Ингушетии в период 1930-1980-х гг. один из первых ингушских профессиональных художников Г.-М. Даурбеков пытался охватить в своем творчестве весь спектр жизненных тем ингушского народа – от советизации до имеющей древние корни этнографии ингушей. Пробуя себя в разной художественной технике, он работал в реалистичной манере, которая в большей степени соответствовала состоянию его души и мировоззрения через призму которых он видел творимые им разнотипные художественные образы.
В настоящее время о творческом наследии талантливого художника мы можем судить лишь по карандашным эскизам и фотографиям, репродукциям (копиям) акварельных и масляных картин выполненных автором в 1970-е гг. прошлого столетия которые ныне хранятся в Ингушском Государственном музее изобразительных искусств и Ингушском Государственном музее краеведения им. Т.Мальсагова.
Указом Президента Республики Ингушетия Зязикова М.М. от 18 мая 2005 г. Гази-Магомед Албастович Даурбеков награжден высшей наградой Республики Ингушетия орденом «За заслуги» (посмертно).
Заметку подготовил к печати Алмазов И.Г.,
Госархив Ингушетии.
[1] По другой версии он назывался «Пролетарский институт изобразительных искусств».
24 марта 2018 года культурное сообщество Ингушетии отмечают 114-летие со дня рождения Даурбекова Гази-Магомеда Албастовича – одного из первых ингушских профессиональных художников первой половины ХХ века.
» >