ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Мастера и ремесленники Ингушетии. Ингушские башни в миниатюре Магомед-Башира Оздоева

29 мая 2018

 

 «…Ингушские башни для своего
времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего
столетия новые шаги человека в небо»
Е.И. Крупнов,
кавказовед, доктор исторических наук,
профессор
 
Мастер декоративно-прикладного искусства Магомед-Башир Оздоев делает из камня и других природных материалов, а также отливает из гипса макеты башен в миниатюре. На протяжении десяти лет он создает из самого доступного материала – натурального камня - удивительные по сходству и красоте макеты башен и целых башенных комплексов, с точностью передавая красоту горного ландшафта и богатой природы горной Ингушетии. Каждое из произведений мастера можно без сомнений назвать уникальным и неповторимым.
Магомед-Башир Муссаевич Оздоев родился 19 октября 1979 года в с. Кантышево ЧИАССР. Его увлечение макетированием стало его призванием и профессией. Он известен в Республики Ингушетия и за ее пределами как талантливый мастер, чьи работы вызывают искреннее восхищение. Магомед-Башир вплоть до мельчайших деталей воссоздает старинные ингушские башни. На создание каждого творения у мастера в своей мастерской уходит по нескольку месяцев работы. А над самой масштабной работой «Халчи» Магомед-Башир работал около двух лет. Магомед-Башир член Союза художников Республики Ингушетии.
Работы Магомед - Башира хранятся в Ингушском государственном музее краеведения им Т. Мальсагова, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, и в частных коллекциях в России и за рубежом.

Магомед-Башир является активным участником различных выставок, как в Ингушетии, так и за ее пределами. Его макеты башенных комплексов из натурального камня экспонировались на многочисленных выставках, и каждый раз вызывали неподдельное восхищение и интерес зрителей. Великолепные башни в миниатюре неоднократно преподносились высокопоставленным гостям Республики Ингушетия в качестве подарка.

Не все макеты мастера повторяют существующие башенные комплексы. Многие работы – плод его фантазии, подкрепленной изучением исторического материала и ингушского фольклора. Первую башню Магомед-Башир сделал из гипса, и эта работа определила его судьбу как мастера декоративно-прикладного искусства.

Магомед - Башир признался, что к «Вовнушкам» у него особое чувство, так как это его родовые башни.

Вовнушки - оригинальный позднесредневековый башенный поселок замкового типа, разместившийся у правого берега р. Гулойхи в высокогорной зоне Республики Ингушетия (Джейрахский район). Он состоит из 2-х самостоятельных, но тесно взаимосвязанных башенных комплексов, весьма искусно воздвигнутых талантливыми местными ингушскими зодчими на громадной высоте - 2-х остроконечных вершинах обрывистых скальных утесов (на расстоянии 100 м друг от друга). Данный замковый комплекс был мало доступен только с восточной стороны, откуда к нему вела очень узкая тропка, нависающая над громадной пропастью и находящаяся под надежным контролем башен. Второй (западный) небольшой замковый комплекс (кстати, позднее получивший собственное наименование - Верхний Бирг) состоит из позднесредневековых боевой и жилой башен, которые также сильно повреждены. Из этого башенного поселения происходят Оздоевы, Имагожевы, Гудиевы и другие ингушские фамилии.

В горной Ингушетии мастер черпает душевное вдохновение, измеряя башни, чтобы уменьшенная копия получилась с максимально точными пропорциями.

Камни Магомед-Башир берет вблизи того селения, где стоит башня, которую он будет возрождать. Подбор нужного натурального камня для него тоже изобретательный процесс.

Дробление камня происходит у него во дворе, рядом с мастерской. Каждый осколок становится предметом пристального внимания. После дробления Магомед-Башир точит камни, делая из них нужную для башенного макета форму в виде маленьких квадратов, которые повторяют формы необыкновенных башенных комплексов.

 

Существуют разнообразные способы обработки натурального камня, определяющие внешний вид конечного изделия. Полировка придает поверхности камня глянцевый блеск и безупречную гладкость.

«Натуральный камень сам по себе отличается неповторимыми эстетическими свойствами», - отмечает мастер с улыбкой.

Главная задача Магомед-Башира - продемонстрировать башни во всей красе, сохраняя их первозданную привлекательность.

Уже долгое время Магомед-Башир уделяет внимание выставочной деятельности. Он является участником многих всероссийских и региональных выставок:

- 1997 год - выставка ингушских художников "Лето 2007» в Государственном музее изобразительного искусства Республики Ингушетия;
- 1998 год – выставка художников Ингушетии в г. Уфе; выставка декоративно – прикладного искусства Республики Ингушетия в г. Назрани;
- 2001 год – выставка работ художников Республики Ингушетия в г. Магасе;
- 2005 год - Международный фестиваль искусства и спорта инвалидов России и Белоруссии "Темп" в г.Минске;
- 2006 год - выставка чеченских и ингушских мастеров в г.Грозном;
- 2007 год - выставка "Средневековая архитектура Ингушетии" в Музее-мемориале жертвам политических репрессий Республики Ингушетия в г.Назрань;
- 2012 год - выставка на фестивале мастеров искусств Северо-Кавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля; выставка, приуроченная к Дням культуры Ингушетии в Государственной Думе; выставка в рамках празднования 20-летия образования Республики Ингушетия в Гербовом зале Московского Кремля;
- 2013 год - выставка национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия; выставка "Народное творчество: традиции и современность" в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
- 2014 год - участие в выставке «Ингушетия мастеровая» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
- 2015 год - участие в выставках живописи и декоративно-прикладного искусства в честь празднования 245-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России в Государственной Думе РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственном Кремлевском Дворце в г. Москве;
- участие в выставке живописи и ДПИ Союза художников Ингушетии «Моя жизнь – мое вдохновение» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
- 2016 год – участие в выставке Союза художников «Магия искусства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
- 2018 год – работы мастера экспонируются в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия.
Несмотря на долгую творческую жизнь и десятки, а то и сотни уникальных изделий, созданных Магомед-Баширом, он еще не порадовал любителей своего творчества персональной выставкой. Уверен, выражу общее мнение почитателей его творчества, такая выставка обрадует любителей изобразительного искусства и будет пользоваться большим успехом. Надеюсь, в ближайшем будущем Магомед-Башир представит нам такой повод для нового знакомства со своими замечательными произведениями.
 
А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия

 

Мастер декоративно-прикладного искусства Магомед-Башир Оздоев делает из камня и других природных материалов, а также отливает из гипса макеты башен в миниатюре...
" data-image="http://ingarchive.test/images/photos/medium/" data-url="http://ingarchive.test/novosti/mastera-i-remeslenniki-ingushetii-ingush.html" data-title="Мастера и ремесленники Ингушетии. Ингушские башни в миниатюре Магомед-Башира Оздоева">

Картоев Магомет Мусаевич