ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

КО ДНЮ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА. АХРИЕВ РАШИД-БЕК ЧАХОВИЧ – ПЕРВЫЙ ЛЁТЧИК ИЗ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

01 января 2018

 АХРИЕВ РАШИД-БЕК ЧАХОВИЧ

– ПЕРВЫЙ ЛЁТЧИК ИЗ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

 

Ахриев Рашид-Бек Чахович родился в 1895 году в селе Фуртоуг Владикавказского округа Терской области (ныне современный Джейрахский район Ингушетии) в семье первого ингушского ученого-этнографа и просветителя Чаха Ахриева. Обучался во Владикавказской гимназии. По окончании которой сделал выбор дальнейшего жизненного пути избрав военную службу. Для выпускника гимназии Рашид-Бека Ахриева выбор военной карьеры не был случайным, это было закономерно: помимо веками культивируемых воинских традиций среди ингушей, его мать была дочерью офицера Императорской армии из рода Базоркиных.  

Ахриев Рашид-Бек поступает в Тифлисское военное училище. По его окончании в 1914 году, накануне Первой Мировой (Великой) войны, он направляется на фронт. Воевал в частях армейской пехоты. Был дважды ранен.

Летом 1917 году по личному рапорту его направляют в Гатчинскую авиационную школу готовившее военных летчиков для Императорской армии. Авиация в то время была, пожалуй, самым новым, а потому экзотическим и непривычным (для офицерства) родом войск. Однако, по отзывам современников, «военлеты» (как их неофициально именовали) уже постепенно набирали популярность у военных.

Ахриев Рашид-Бек из армейской пехоты попадает в среду военных летчиков и вскоре, по окончании авиашколы, становится военным летчиком – первым и единственным на то время из горских народов Северного Кавказа. Штабс-капитан воздушного флота Императорской армии за боевые отличия был удостоен ордена Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом. Летал на моноплане «Ньюпоре».  

Однако Р. Ахриев недолго провоевал в военной авиации Императорской армии. После государственного переворота осени 1917 года, с крушением армии и государственных устоев России, он эмигрировал в Турцию и продолжил летать уже в составе союзной Германии авиации Османской империи, бомбя позиции французских и английских войск.

После объявленной в 1920-х гг. амнистии всем офицерам Императорской армии, Рашид-Бек Ахриев возвращается в советскую Россию. Вскоре его направляют в Среднюю Азию, в Таджикистан. 3 сентября 1924 года на самолёте «Юнкерс Ф-13», оборудованном под пассажирские перелёты, пилот Ахриев Рашид-Бек, вместе с авиамехаником Петром Комаровым совершил первый регулярный рейс Ташкент – Душанбе. В этот день он перевез руководящих членов Правительства новой республики, которые находились в г.Ташкенте, а затем прибыли в г.Бухару, чтобы направиться в Душанбе. Вверенный летчику Правительством Таджикистана самолет «Красный Таджикистан» явился пионером в освоении гражданских воздушных трасс на линиях Таджикской Республики. «Красный Таджикистан», пилотируемый Р.Ч. Ахриевым, совершал рейсы в г.Душанбе, доставляя пассажиров и почту.

Авиационный маршрут «Бухара-Душанбе» был проложен над восточной частью Гиссарского хребта, где в любое время года господствуют неожиданные восходящие воздушные потоки, вызванные столкновением с воздушными массами с пустынных равнин Кара-Кумов и горных хребтов Афганистана. Этот маршрут по праву считался в СССР одним из самых сложных и опасных. В 1925 году Рашид-Бек Ахриев стал летчиком Среднеазиатского отделения Российского общества «Добролет». Правительством СССР был награжден ценным подарком за энергичную и добросовестную работу. В 1927 году он перевелся в г.Харьков, и до 1941 года служил в Харьковском авиационном звене Украинского управления Гражданского воздушного флота.

С началом Великой Отечественной войны многие из летчиков советской гражданской авиации были мобилизованы в ряды ВВС. Не стал исключением и летчик Рашид-Бек Ахриев: солидный опыт воздушных боев Первой мировой войны, равно как и полетов в сложных условиях Средней Азии, был бесценным в условиях начавшейся войны. В 1941 году Рашид-Бек Ахриев направляется в распоряжение Северо-Западной особой авиагруппы. Служил в составе летного отряда особого назначения под командованием генерал-майора Ш.Л.Чанкотадзе. Летал на тяжелом транспортном самолете Ли-2. На его счету около десятка боевых вылетов в тыл врага доставляя советским партизанам оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты и забирая раненых.

 

Транспортный самолет ЛИ-2

(фото времен Второй мировой войны)

20 января 1942 года звено из трех транспортных самолетов Ли-2 (Р.Ахриев был ведущим) попало под огонь немецких зенитных орудий. Два самолета были сбиты и упали на временно оккупированную территорию. После освобождения Ленинградской области, в 1944 году, самолеты нашли, останки погибших летчиков, среди которых были и останки Рашид-Бека Ахриева, с почестями захоронены.

 

Ведущий архивист Марзиев Ахмед З., 

Ахриев Рашид-Бек Чахович родился в 1895 году в селе Фуртоуг Владикавказского округа Терской области (ныне современный Джейрахский район Ингушетии) в семье первого ингушского ученого-этнографа и просветителя Чаха Ахриева

 

» >

 

Телефон директора

8 (8734)  55 03 72

Контакты

386001, г. Магас,
ул. А.Горчханова, 13
Тел. : +7(8734)55-03-75
Факс: +7(8734)55-03-75
Электронная почта:
ingarkhiv@mail.ru

Часы приема граждан

Директор
каждый четверг с 15:00
Зам.директора
ежедневно с 9:00 до 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Телефон доверия

тел: +7(8734) 55 03 74