ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

К памятной дате формирования Ингушского конного полка Кавказской Туземной конной дивизии, 1914-1917 гг.

14 февраля 2020

 В июле 1914 года на Кавказе становится известно, что вследствие обострения противоречии между ведущими европейскими державами в Европе начала разгораться первая в мировой истории крупномасштабная война. Все усилия направленные Императором и российской внешней дипломатии чтобы предотвратить разгоравшийся пожар новой войны, к сожалению, оказались тщетны. Германия, по образному выражению министра иностранных дел России С.Д.Сазонова, упорно стремилась к «большой европейской драки, и она ее получила». Россия, выполняя взятые на себя союзнические обязательства, оказалась втянутой в нее.                                                    

 

 

Предтеча войны для России началась еще 19 июля (1 августа по н.с.) 1914 года, когда посол Германии в России граф Фридрих Пурталес, посетив министра С.Д.Сазонова вызывающим тоном потребовал ответ на ультиматум, выдвинутый ранее Германией требовавшей отмену всеобщей мобилизации в России, объявленной императором Николаем II в связи с началом Германией военных действий в Европе. Получив отказ граф Пурталес вручил министру Сазонову готовую ноту, извещавшую, что отныне Германия находится в состоянии войны с Россией. 10 августа (23 августа по н.с.) союзница Германии Австро-Венгрия также объявила России, что находится с ней в состоянии войны. 

Известие о вступлении России в войну было передано на второй день 20 июля (2 августа по н.с.) 1914 года срочными телефонограммами Военного ведомства во все губернии, края и области огромной империи.

 

На Кавказе, начальник Терской области генерал-лейтенант С.Н.Флейшер получив спешную телефонограмму о начале войны, в тот же день, с пометкой «срочно», разослал ее текст всем начальникам округов области. Созванные по этому обстоятельству в административном центре Терской области г.Владикавказе начальники Владикавказского, Нальчикского, Назрановского, Грозненского и Веденского округов области и выборные от горских обществ, обсудив создавшееся сложное положение страны выразили единодушное желание, по примеру предыдущих войн, подготовить и выставить на предстоящий театр от горцев Северного Кавказа крупную кавалерийскую часть — дивизию (иррегулярного состава) состоящую из горских конных полков. Свое желание выборные от горцев-мусульман Северного Кавказа, посредством начальника области, направили Наместнику Е.И.В. на Кавказе генералу от инфантерии графу И.И.Воронцову-Дашкову. Вскоре, к решению горских народов Терской области присоединились и многочисленные народы Дагестанской области.

Наместник Е.И.В. на Кавказе, по получении из Владикавказа телеграммы с изъявлением желания горцев Терской области о сформировании из их среды воинской части, передал ее текст (с пометкой «срочно») по телеграфу на Высочайшее имя в Петроград. Вскоре, полное патриотизма решение представителей горцев нашло поддержку и одобрение у Императора Николая II, о чем 27 июля (9 августа по н.с.) 1914 года последовало Высочайшее соизволение объявленное Наместнику Е.И.В. на Кавказе. 

Руководствуясь Высочайшим соизволением на решение горцев Кавказа о сформировании из своей среды кавалерийской дивизии и принятым к одобрению Военным министерством, Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) в своем приказе (под грифом «спешно, секретно») №2885 от 8 августа 1914 года «О сформировании из туземцев Кавказа 5-ти конных полков, одного батальона и управления Кавказской Туземной конной дивизии» по обстоятельствам «военного времени признало необходимым сформировать на время настоящих военных действий путем набора охотников из туземцев Кавказа 5 конных полков и 1 пеший батальон, а именно:

1. из чеченцев и ингушей – Чеченский конный полк, 2. из черкесских племен адыге и абхазцев – Черкесский конный полк, 3. из населения Большой и Малой Кабарды – Кабардинский конный полк, 4. из татарских племен Бакинской и Елисаветпольской губернии – Татарский конный полк, 5. из лезгинских племен Дагестана – 2-й Дагестанский конный полк и 6. из аджарских племен Батумской области – Аджарский пеший батальон.

Вышеуказанные конные полки будут сведены в Кавказскую Туземную конную дивизию». На означенные формирования в 27-й день июля с.г. последовало Высочайшее соизволение <…>».[1]

По сути, приказ ГУГШ №2885 от 8 августа 1914 года явился одним из первых приказов Военного министерства России положивший начало официальному формированию летом 1914 года первой горской Кавказской Туземной конной дивизии.  

Тогда же в августе 1914 года в процесс формирования национальных горских полковКавказской Туземной конной дивизии с Высочайшего соизволения Военным министерством вносятся ряд последовательных изменений. Этому обстоятельству способствовало недовольство ингушей Терской области выраженное ими по поводу включения их добровольцев в состав Чеченского конного полка, как того предписывал вышеуказанный приказ ГУГШ №2885 от 8 августа 1914 года.

Составляя на Кавказе, в частности, в Терской области, отдельный от чеченцев, народингуши выразили готовность выставить для дивизии свой конный полк составленный из их всадников, по штату утвержденному для кавказских туземных полков. Желание свое выборные от Ингушского народа старейшины изложили в петиции поданной на приеме у Начальника Терской области генералу С.Флейшеру, посредством администрации области также обратились к Наместнику Е.И.В. на Кавказе генерал-адъютанту графу И.И.Воронцову-Дашкову. При подготовке петиции было учтено и мнение офицеров-ингушей, находившиеся на военной службе в Терской области – абсолютное число офицеров-ингушей одобрив мудрое решение своего народа, подписались в петиции. 

Граф И.И.Воронцов-Дашков, получив срочным курьером из Владикавказа петицию Ингушского народа и ознакомившись с желаниемингушей о сформировании своего полка, поддержав его патриотическое стремление обратился с соответствующим ходатайством к Императору. Излагая дальнейшее развитие дела, Главное управление Генерального штаба в своем приказе №3072 от 20 августа 1914 года[2]сообщает следующее: 

 

ГЛАВНОЕУПРАВЛЕНИЕГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

Отдел по устройству и службе войск

Отделение 2.

Делопроизводство столоначальника

20 Августа 1914 года

№ 3072

г.Петроград

 

О сформировании из ингушей Кавказа

особого Ингушского конного полка в составе Кавказской Туземной конной дивизии.

СЕКРЕТНО

 

 

ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

 

Изложение дела. Наместник ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА на Кавказе, в виду просьбы Ингушского народа о сформировании из охотников его среды особого Ингушского полка, возбудил ныне ходатайство о сформировании названного полка на тех же основаниях, кои приняты для полков новой Кавказской Туземной конной дивизии (курсив мой, – авт.).

Соображения. Согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 16-го сего Августа Положения Военного Совета, ныне приступлено к сформированию упомянутой выше Кавказской Туземной конной дивизии в составе 5-ти четырехсотенных конных полков, формируемых путем набора охотников из туземцев Кавказа, а именно:

а) из чеченцев – Чеченского конного полка;

б) из черкесских племен адыгеи абхазцев – Черкесского конного полка;

в) из населения Большой и Малой Кабарды – Кабардинского конного полка;

г) из татарских племен Бакинской и Елизаветпольской губернии – Татарского конного полка, и д) из лезгинских племен Дагестана – 2-го Дагестанского конного полка.

Означенным полкам придаются особые ВЫСОЧАЙШЕ утвержденные того же 16-го Августа штат и Положение о частях, формируемых из туземцев Кавказа на время настоящих военных действий. Главнейшею особенностью организации упомянутых оных полков является нижеследующее:

1) Придание каждому из них особого прочного кадра из нижних чинов Кавказских казачьих войск /в составе 4-х вахмистров, 17 старших и 17 младших урядников; половины штатного числа их/, одного штаб-трубача, 8 трубачей и 16 приказных /половина штатного числа их/. Означенные кадры придаются туземным конным полкам, в виду неподготовленности военному делу главного контингента нижних чинов их, состоящего из охотников-туземцев Кавказа.

2) Установление особых окладов жалованья нижним чинам этих полков, а именно: а) охотникам – в размере 240 рублей в год и б) кадровым вахмистрам – в размере 480 рублей [в год], старшим урядникам – 420 рублей, младшим урядникам – 360 рублей, Штаб-трубачу – 360 рублей, трубачам – 240 рублей и приказным – 240 рублей. Указанные оклады жалованья кадровым нижним чинам установлены, дабы не уронить перед горцами-мусульманами значения русских нижних чинов, а также в виду тяжелой и ответственной службы их.

Принимая во внимание, что мотивы возбужденного ныне Наместником ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА на Кавказе ходатайства о сформировании особого Ингушского конного полка (курсив мой, – авт.), а равно и условия формирования последнего совершенно аналогичны таковым же в отношении полков формируемой ныне Кавказской Туземной конной дивизии, – полагалось бы необходимым придать названному Ингушскому полку ту же приведенную выше организацию полков упомянутой дивизии с включением его в состав последней.

Порядок формирования полка. Формирование Ингушского конного полка должно быть предоставлено распоряжению Штаба Кавказского военного округа, как то сделано и в отношении полков Кавказской Туземной конной дивизии. Офицерский состав также будет выбран Наместником из числа офицеров пользующихся доверием населения, что значительно облегчит успех формирования. 

 

Подписали: 

вр.и.д. Начальника отдела, полковник КАМЕНСКИЙ   /подпись/

заНачальника отделения, капитан      /подпись/

Верно: за Столоначальника, капитан/подпись/

 

Вечером 20 августа 1914 года в Штабе Кавказского военного округа в Тифлисе получат из Петрограда телеграфом долгожданный приказ ГУГШ Военного министерства о сформировании отдельного Ингушского конного полка в составе Кавказской Туземной конной дивизии. Утром следующего дня, срочным курьером на автомобиле по Военно-Грузинской дороге, его перешлют во Владикавказ Начальнику Терской области. В тот же день, по ознакомлении с текстом приказа, генерал С.Флейшер, посредством начальников Владикавказского и Назрановского округов, известит о нем ингушское население округов. Ликованию в ингушских аулах и селениях не было предела. Ингуши вновь получили право, образовав свой национальный полк, вступить в ряды Российской Императорской армии.

Спустя менее месяца времени верные долгу и взятым перед Кавказом и Россией обязательствам они «…присягнули по своей вере и закону на верность российской службе».

Через два дня ГУГШ в своем дополнительном приказе №3139 от 23 августа 1914 года [3] «О сформировании в составе Кавказской Туземной конной дивизии Ингушского конного полка и увеличение штата ее» /под грифом «спешно», «секретно»/ вновь подтвердило свое решение относительно сформирования конного полка из ингушей – «Согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 16-го сего августа Положения Военного Совета, в настоящее время преступлено к сформированию Кавказской Туземной конной дивизии в составе 5-ти четырехсотенных полков, формируемых путем набора охотников из туземцев Кавказа.

Ныне по обстоятельствам военного времени признано необходимым сформировать из кавказских Ингушей* еще Ингушский конный полк, каковой и включить в состав названной выше дивизии, придав ему ВЫСОЧАЙШЕ утвержденную 16-го сего августа организацию полков ее.

Внесенное по сему вопросу представление Военным Советом уже одобрено и на днях ожидается ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение означенной меры».

Итак, Ингушский конный полк по примеру предыдущих сформированных из ингушей кавалерийских полков в Российской Императорской армии, получил право на живую деятельность и боевую славу в Великой войне 1914 года.

Ингушский конный полк явился достойным продолжением славных боевых традиции, сложившейся в народе еще в первой трети XIX века, выставлявшей из своей среды на войну с внешним врагом добровольные воинские соединения – Горское конное ополчение (в русско-турецкую войну 1828-1829 гг.), Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон Собственного Е.И.В. конвоя (1830-1917 гг.), Горская милиция и Кавказский конно-горский полк (в Крымскую войну 1853-1856 гг.),Терско-Горский конно-иррегулярный полк (в русско-турецкую войну 1877-1878 гг.) и Терско-Кубанский конно-иррегулярный полк (в русско-японскую войну 1904-1905 гг.)–в которых неся достойную службу отличились ратными подвигами в войнах России отцы и предки ингушей ныне вступавших добровольцами в свой национальный полк.

 

Архивные источники: 

1. РГА ВМФ. Ф.955, оп.1, д.6, лл.9-9об., 10.

2. РГА ВМФ. Ф.955, оп.1, д.10, лл.11-11об.

3. РГА ВМФ. Ф.955, оп.1, д.6, лл.15-15 об.

4. «Фотография офицеров и всадников Ингушского конного полка, 1914/1915 год» (архив Базоркиной Амины М., г.Карабулак).

 

Алмазов И.Г., начальник отдела использования документов

 


*Кроме формируемого Чеченского конного полка

 

В июле 1914 года на Кавказе становится известно, что вследствие обострения противоречии между ведущими европейскими державами в Европе начала разгораться первая в мировой истории крупномасштабная война. Все усилия направленные Императором и российской внешней дипломатии чтобы предотвратить разгоравшийся пожар новой войны, к сожалению, оказались тщетны. Германия, по образному выражению министра иностранных дел России С.Д.Сазонова, упорно стремилась к «большой европейской драки, и она ее получила». Россия, выполняя взятые на себя союзнические обязательства, оказалась втянутой в нее. 

» >

 

Телефон директора

8 (8734)  55 03 72

Контакты

386001, г. Магас,
ул. А.Горчханова, 13
Тел. : +7(8734)55-03-75
Факс: +7(8734)55-03-75
Электронная почта:
ingarkhiv@mail.ru

Часы приема граждан

Директор
каждый четверг с 15:00
Зам.директора
ежедневно с 9:00 до 17:00
Перерыв с 13:00 до 14:00

Телефон доверия

тел: +7(8734) 55 03 74