И не прервется связь времен
(А. Ц. Тутаев)
К большому сожалению, ингуши сегодня мало знают об Албасте Цехаровиче Тутаеве, современнике Чаха Ахриева, который по крупицам собирал материалы об ингушах, об их родословии, обычаях, традициях, вероисповедании, башенных комплексах и т.д. Труд Албаста Цехаровича, представляющий, как мы его сегодня называем, полевой материал — записи рассказов цепких на память ингушских стариков. И потому, что эти рассказы воспроизводили неписаную нашу историю 17-18 веков, наш быт далекой старины, записи Албаста Тутаева уникальны сами по себе. Но прежде хотелось бы сказать несколько слов о самом Албасте Цехаровиче Тутаеве и его близких.
Албаст Цехарович Тутаев родился в 1855 г. в с. Насыр — Корт. В начале 60-х годов 19 века в числе первых поселенцев с. Насыр-Корт были два брата Цезнито и Цехар. До этого они жили в основанном ими недалеко от с. Даби-Юрт (Нижние Ачулуки) хуторе Тутаевых. Военная администрация того времени, дислоцировавшаяся в крепости Назрань, разрешило Тутаевым поселиться в Насыр-Корте. А один из братьев — Цезнито был назначен интендантом царских войск. За эту службу Цезнито неоднократно поощрялся.
Брат Албаста Заурбек после Владикавказского реального училища учится в Санкт-Петербурге. Но за революционную деятельность был отчислен. Активно участвовал в гражданской войне. Был на ответственных должностях в Ингушской автономной области. В 1937 году подвергся репрессии.
Что касается подлинных записей А. Ц. Тутаева, то они хранились сначала в Ингушском, а после — в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы. Однако после нашего возвращения из ссылки они исчезли.
Албаст Цехарович Тутаев в своих многочисленных трудах «Галгаевский календарь» (1881), «Праздник Тушоли», «Приезд грузинской царицы Тамары в горную Ингушетию», «Галгаевцы в Санибе» и т.д. исследовал вопросы происхождения галгаевцев, ингушских фамилий, памятников, исполнения обрядов, ритуалов.
Тутаев Албаст Цехаррович принадлежит к блестящей плеяде ингушских просветителей конца 19 века. Его просветительская деятельность сыграла большую роль в становлении словесной культуры ингушского народа. К сожалению, о судьбе этнографа и фольклориста сохранилось мало сведений.
Материалы, собранные А. Тутаевым в горной и плоскостной Ингушетии в 1881 году, позволяют пролить свет на многие исторические факты, и, являются бесценными источниками по истории ингушей. Тутаев в своих многочисленных трудах «Галгаевский календарь» (1881), «Праздник Тушоли», «Приезд грузинской царицы Тамары в горную Ингушетию», «Галгаевцы в Санибе» и т.д. исследовал самые разные проблемы истории Ингушетии. В «Галгаевском календаре» учёный — краевед Албаст Тутаев освещает вопросы происхождения ингушей, их фамилий, обычаев, обрядов, ритуалов и памятников. Повествует о том, как, когда и кем были основаны ингушские сёла, каким богам поклонялись его соплеменники, как проводились языческие обряды и ритуалы. Автор не только приводит свидетельства о храмах, святилищах строительстве башен. Он освещает и проблему взаимосвязей горских народов.
Албаст Цехарович Тутаев сохранил для потомков очень важные сведения разнопланового характера из истории и этнографии ингушей, о ярких и неординарных представителях, сыгравших значительную роль в истории родного народа.
Главный архивист Мальсагова Т. М.