ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

5 октября Россия отмечает День учителя

5 октября 2021

 Эту дату выбрали «датой педагогов» вовсе не случайно: именно этого числа много лет назад, в 1965 году, во французской столице состоялась общая встреча двух организаций - Международной организации труда и ЮНЕСКО. А обсуждались на ней как раз вопросы, связанные с образовательной деятельностью, например, кто является учителем, каковы цели и задачи учительства, каким образом и где нужно их готовить. В результате конференции был принят так называемый декрет «О положении учителей», в котором и был прописан весь существующий педагогический регламент.

Международным днем учителя 5 октября стало 29 лет спустя, в 1994 году, по инициативе ООН. Теперь этот день отмечен красным в календарях более чем ста стран мира. До появления Всемирного дня учителя 5 октября праздник отмечали в разных странах в разное время, однако, как правило, старались, чтобы он прошел все же в начале октября, поближе к дате принятия столь важного документа.

Каждый год День учителя проходит под новым девизом. Например, в прошлом году он звучал как «Высокий статус учителя - признание ценности профессии», а нынешний лозунг: «Обучение свободе, расширение прав и возможностей учителей». Подобная тема - попытка акцентировать внимание на необходимости академической свободы.

В Ингушетии, как и в других регионах страны уделяется большое внимание Дню учителя.

Говоря о педагогической деятельности в Ингушетии, нельзя не упомянуть ингушских просветителей Ч. Ахриева, А-Г. Долгиева, результатом деятельности которых стало открытие в 1868 г. горской начальной школы в Назрановской крепости Ингушетии.

В разное время в этой школе работали и первые учителя-ингуши - мулла Минга Альтемиров, Адиль-Гирей Долгиев, Бей-Султан Зязиков, Эльджи Саутиев, Биберд Картоев, Абдул-Вагап Куразов, Хакяш Горчханов и др.

В трудах ингушских просветителей Ч. Ахриева, А. -Г. Долгиева, М. Котиева и др. отражаются идеи русского просветительства, важнейшими принципами которого являлись защита интересов народа, повышение его самосознания, гражданственности, распространение образования среди всех слоев населения. Они сыграли очень важную роль в приобщении ингушей к грамоте, в подготовке специалистов.

Чах Эльмурзиевич Ахриев (10 мая 1850, Фуртоуг, Терская область — 29 апреля 1914, Владикавказ) — российский учёный, первый ингушский этнограф, краевед и юрист.

В 1862—1868 годах Чах обучался в Ставропольской гимназии, в стенах которой начинала свой творческий и научной путь значительная часть горской интеллигенции. Её окончили многие выходцы из Кавказа, в том числе, из ингушей — С. Ахриев, А. Базоркин, А-Г. Долгиев, И. Бекбузаров, П. Дахкильгов, К.Мальсагов и другие. В 1860-70-х годах в Российской империи поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа и кавказоведение, открывались филиалы всероссийских научных обществ. В эти годы стали издаваться фундаментальные исследования учёных А. П. Берже, П. Г. Буткова, Н. Ф. Дубровина, Д. Я. Лаврова и других. Чах Ахриев окунулся в мир русской культуры и оказался в числе передовых людей своего времени

16 октября 1874 года Чах Ахриев назначен кандидатом на служебные должности при Тифлисской судебной палате и в течение 8 лет работал кандидатом на служебную должность, помощником мирового судьи и судебным следователем. 24 ноября 1882 года назначен агентом для заведывания государственными имуществами в уездах Елисаветпольской губернии, а с 31 января 1889 года работал чиновником особых поручений для надзора за населёнными землями и оброчными статьями. С 27 мая 1897 года — директор Нухинского отделения попечительного о тюрьмах комитета. С 23 октября 1900 года работал младшим надзирателем за казёнными землями и оброчными статьями Елисаветпольской губернии.

Адиль-Гирей Олмазович Долгиев (ок. 1850—1903) — российский и ингушский общественный деятель, и просветитель XIX века, член студенческих революционных организаций. Участник «Нечаевского дела», узник Петропавловской крепости.

Получив среднее образование в гимназии, решил продолжить обучение в Петербурге. Однако ни отец, ни старший брат Бунахо не смогли оказать ему материальной помощи. Заручившись поддержкой сельского схода, обратился с прошением к властям Терской области об оказании ему помощи в поездке на учёбу в Петербург и установлении ему стипендии. Администрация области отказала в ассигнованиях на стипендию, но выделила 30 рублей на дорожные расходы. Поступил на юридический факультет в Петербургский университет. В университете связался с кавказским землячеством, участвовал в кружках и сходках студентов. Под воздействием произведений Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Белинского и статей в журнале «Современник» проникся идеями русской революционной демократии.

Адиль-Гирей Олмазович мечтал завершить высшее образование и обращался по этому поводу в главное управление наместника Кавказа и к самому наместнику. 21 декабря 1871 года начальник Третьего отделения П. А. Шувалов сообщал в Военное министерство о том, что Долгиев освобождён от политического надзора. В мае 1872 года молодой человек получил разрешение приехать в Петербург, он вознамерился продолжить своё обучение на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но этому намерению воспротивился министр народного просвещения И. Д. Делянов, констатировав «невозможным согласиться на дозволение Долгиеву вновь поступить в число студентов какого-либо из наших университетов». В августе 1873 года Долгиев всё-таки поступил в Медико-хирургическую академию].

Здесь он снова стал активно участвовать в студенческих кружках и познакомился с народническим движением. Его однокурсником по академии был революционер-народник И. С. Джабадари. Таким образом, к тому времени, когда петербургское студенчество охватила новая волна протестов, Долгиев находился в рядах народников. В результате Адиль-Гирей был повторно арестован и выслан в Терскую область. В 1877 году в Чечне началось восстание под руководством Алибека-Хаджи Алданова, которое могло перерасти в новую Кавказскую войну. Как к политически неблагонадёжному к нему были применены особые меры: был отправлен в ссылку в Закавказье. Работал в Тифлисе (ныне Тбилиси) в железнодорожной библиотеке.

Бей-Султан Мочкиевич Зязиков – первый учитель ингушской национальности со специальным педагогическим образованием, начавший работать в русскоязычной Назрановской горской школе (отец Идриса Бейсултановича Зязикова - основателя Ингушской государственности и её первого руководителя).

Назрановская горская школа начала функционировать с февраля 1868 г. Все первые 11 лет существования этой школы ингушских детей обучали грамоте русские учителя. В Ингушетии с середины XIX в. отсутствовали педагогические кадры ингушской национальности и первым учителем ингушской национальности со специальным педагогическим образованием был Бей-Султан Мочкиевич Зязиков. Воспользовавшись старыми дружественными связями с кабардинцами "свободного княжеского сословия’1, родители устроили Бей-Султана учиться в Нальчикскую горскую окружную школу, которую он успешно закончил в 1876 г.

Хакяш Лорсович Горчханов (1891-1939) в 1911-1916 гг. являлся учителем Назрановской горской школы, участник антиденикинского сопротивления, занимал в Горской АССР и Ингушской автономной области различные должности, в 1926 г. назначен заместителем Председателя Ингушского областного суда по уголовному отделу, в 1939 г. - репрессирован.

 

Список литературы:

Денисова Н.Н. Проблемы северокавказского просветительства в контексте общероссийского просветительского движения // Культурно­просветительское движение на Северном Кавказе (XIX первая треть - XX вв.). Сборник статей. - Майкоп, 2011.

1.                 Краткая литературная энциклопедия. - Т.6. - М., 1971.

2.                 Кант И. Сочинения. - Т.6. - М., 1966.

3.                 Полевой материал. Информатор Долгиев Магомед Алаудинович. 1955 г.р.

4.                 Долгиева М.Б. Общественная мысль и просвещение Ингушетии 2-ой половины XIX начала - XX вв. - Ставрополь, 2007.

5.      Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. - M-JL, 1960.

-Т.6.

6.      Озиев С.А. Куркиев Магомет Кутиевич// Литературная Ингушетия. - 2002.- №1

 

Пресс-служба ГАС РИ

 

Эту дату выбрали «датой педагогов» вовсе не случайно: именно этого числа много лет назад, в 1965 году, во французской столице состоялась общая встреча двух организаций - Международной организации труда и ЮНЕСКО. А обсуждались на ней как раз вопросы, связанные с образовательной деятельностью, например, кто является учителем, каковы цели и задачи учительства, каким образом и где нужно их готовить...

" data-image="http://ingarchive.test/images/photos/medium/" data-url="http://ingarchive.test/novosti/5-oktjabrja-rossija-otmechaet-den-uchite.html" data-title="5 октября Россия отмечает День учителя">

Руководитель Картоев Магомет Мусаевич